(no subject)

Вчера в Твери наконец побывали и в музее Салтыкова-Щедрина. Музей, собственно, был закрыт на реставрацию, но нас все же пустили. Мы не знали о том, что накануне "Культура" показала новый фильм Золотусского о С.-Щ. Пасквильный фильм.
И только теперь уже, посмотрев его, понимаю, почему так были смущены и даже расстроены сотрудники музея.
Цикл включает четыре фильма. В первых двух никакой крамолы, все только о безупречной честности С.-Щ. Разве только честность эта на службе делала его слишком неуживчивым, а потому и кочевал он по России, сменяя одну высокую должность на другую (Рязань, Тверь, Пенза, Тула). Первые два фильма оказались лишь прологом к следующим двум, главным, разоблачительным. Цель разоблачения — объявить С.-Щ. недостойным звания русского писателя.
Collapse )

(no subject)

Рассказ Бунина "Кавказ" был написан в ноябре 1937 года. Его финал (самоубийство обманутого мужа, выстрелившего в себя из двух револьверов) обсуждался здесь:
http://m-bezrodnyj.livejournal.com/595422.html#comments

Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов.

Примерно за полтора года до написания "Кавказа" в "Современных записках" (№ 60, 27 февраля 1936 года) был опубликован рассказ другого писателя. И заканчивался он так:

Затем он уехал к морю, днем изнемогал от жары и пил ледяную воду, вечером, опираясь на палку, сходил к пустому и далекому берегу и глядел на волны. — Здесь бы хорошо умереть, — подумал он однажды. Это был вечер, перед наступлением которого прошел короткий и быстрый дождь. Воздух стал свежее, сильнее пахло морем. Он возвращался домой. Он медленно дошел до виллы, в которой жил, поглядел на ее открытые темные окна, вошел, щелкнул выключателем и вдруг, как в далеком сне, увидел синие, неудержимо глядящие глаза Акробата и черное дуло револьвера, направленное на его грудь.

Collapse )

(no subject)

Что-то похожее случилось однажды и со мной. Нужно было очень срочно настроить инструмент, и по чьей-то рекомендации пришел такой же точно, как у Газданова. И тоже вальс играл. А дверь даже и не стал закрывать.


Один мой знакомый, например, не обладавший ни музыкальным образованием, ни даже слухом, хорошо зарабатывал, настраивая рояли. Это было так поразительно, что я попросил его рассказать, каким образом такая вещь могла удаваться.
— Очень просто, — сказал он, – все это чистейшая психология.
– Я до сих пор думал…
Collapse )

(no subject)

Самое откровенное из сравнений женщины с лошадью в "Герое нашего времени" в главе "Княжна Мери" (где говорится "о хорошенькой женщине, как об английской лошади") вынуждает нас вспомнить подобное же сравнение в главе "Бэла" (глаза Бэлы и глаза Карагеза). Наблюдательный читатель вспомнит также, что еще и обладательница "правильного" носа в "Тамани" имела признаки лошадиной породы. Во всех трех случаях это сопоставление приводит к снижению женских образов и провоцирует делать ложные заключения о характере Печорина и о его циничном отношении к женщинам. Например, здесь: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200303507 и здесь: https://goo.gl/w35bVQ

Несколько замечаний в оправдание главного героя.

Collapse )

(no subject)

Снегири в нашем саду.
Утром -36. Теперь потеплело до -32.
Всех, кто празднует, с Рождеством!

IMG_0234.JPG

(no subject)

Назначен новый директор музыкальной школы, которую закончила моя дочь.
До назначения возглавлял "Профстрой":
• Производство общестроительных работ;
• Производство санитарно-технических работ;
• Монтаж строительных лесов и подмостей;
• Производство бетонных и железобетонных работ;
• Монтаж металлических строительных конструкций;
• Производство каменных работ;
• Производство электромонтажных работ;
• Производство изоляционных работ.

(no subject)

С. Дурылин в книге о "Герое нашего времени" приводит заметку сотрудника "Московского телеграфа", побывавшего на Кавказе:
"Глубокий снег. Яркое ослепительное солнце всходило перед нами и, рассыпая лучи свои по белым вершинам гор, поражало зрение, хотя товарищи мои натерли себе порохом большие круги около глаз. Меня предохранили очки мои и зеленый зонтик..."

Для чего это натирать порохом вокруг глаз?

(no subject)

После чтения заметки dadaha о юморе Толстого вспомнилось из дневников Сергея Ивановича Танеева, которые очень люблю. Толстой каламбуры считал явным признаком умственной деградации:
"За ужином было несколько тульских гимназистов, кончивших курс. Л. Н. задавал разные задачи: о верблюдах, овцах и проч. "Когда ум у меня плохо работает, я занимаюсь решением задач, а окончательный умственный упадок выражается тем, что начинаю сочинять каламбуры".

Однако это не помешало ему веселее всех смеяться над собственной каламбурной остротой.
"Какое сходство между светскими барышнями и ассенизационными бочками? И тех и других по ночам вывозят".

Что некоторым образом перекликается с другой его шуткой, о которой рассказывает С. Л. Толстой в "Очерках былого" (пример взят из упомянутой выше заметки о юморе Толстого (http://tolstoymuseum.ru/upload/documents/sbornik-2016.pdf):
Когда у кого-нибудь из нас был расстроен желудок, он вспоминал стих, кажется, Хераскова:
Не лучше ль умереть на месте,
Чем жизнь поносную вести.

(no subject)

Мало Газданову достоинств, за которые не устаешь его хвалить, так вот еще сюрприз. Не помню такой радости ни от чего другого, выраженной именно в моральном удовлетворении.
Вот он, герой, материализовавший мое несбыточное желание точно отвечать на грубость и хамство, мою тайную мечту.
Вся жизнь генерала Сойкина ("генерал" всего лишь прозвище), героя рассказа "Товарищ Брак", состояла из сплошных разочарований: люди упорно не желали разрешать конфликты вежливыми разговорами, и генерал был вынужден отвечать ударами на удары. Но главное, что никто из не знавших его близко и не подозревал об исключительной физической его силе. Деликатный и кроткий, презирающий людей, которые пускают в ход кулаки, пацифист, любящий больше всего на свете вежливые разговоры и свою мандолину генерал Сойкин и двое его друзей опекают некую молодую особу, стараясь оградить ее от всякого рода опасностей.

История 1.
Мерзавец и безнравственный тип, коммерсант Сергеев ухаживает за героиней рассказа (Татьяной Брак) и приглашает ее в ресторан. Генерал срывает эту встречу и наказывает мерзавца.

Collapse )